серия изданий "практика дизайна" (интернет версия)
 

Есть целое направление выставочных стендов, выходящее за привычный формат традиционного восприятия. Его основная цель - удивить и поразить зрителя. Создать некое самоценное художественное впечатление, тем самым представив стенд, как произведение современного искусства. Я имею в виду дизайнерские и рекламные экспозиции. Много лет любимой выставкой дизайнеров и рекламистов оставалась ежегодная апрельская "ДИЗАЙН И РЕКЛАМА" в Центральном доме художника. И каждый год искушенный наблюдатель мог отметить для себя ряд ярких, необычных и запоминающихся стендов. В мировой практике их называют ART-STANDS. В практических методиках такой подход основан на "шокирующем" факторе.
В подсознании человек постоянно сравнивает привычные эмпирические стереотипы с новыми визуальными явлениями. И если впечатления вписываются в рамки ряда субъективных стереотипов, ассоциативной реакции нашего сознания не происходит. Такие связи восприятия и сознания еще называют ДОМИНАНТНЫМИ. Другое дело, когда явление не совпадает со стереотипным образом. Здесь подсознание активизирует бурную работу мозга по оценке и поискам ассоциаций для осмысления впечатления. Это происходит невольно. Факторы, провоцирующие такие процессы, получили название ШОКИРУЮЩИХ.
Наделение привычных объектов не свойственными им признаками давно эксплуатируется в рекламе и является очень эффективным экспозиционным приемом, дающим высокий результат запоминания. Дизайнера, овладевшего методикой применения шокирующих приемов, уважительно называют креатором а его работы - креативными.
В экспозиционной практике для проявления шокирующих свойств нужно всего лишь нарушить привычные представления о предмете экспозиции.
Почти все представленные в этом разделе работы так или иначе основаны на факторе шока. Несвойственные материалы, подмена, зашифровка и перевод привычных образов в метафоры. И если это происходит в рамках профессиональной этики и интеллектуального сознания, экспозиции удаются, о них много и долго говорят, часто публикуют. Стремление соответствовать статусу креатора заставляет многих известных дизайнеров "подсесть" на придумывание бесконечных экспозиционных историй на основе шоковых методик. Более того, зрители уже ждут продолжения "спектакля" и новых впечатлений...
Из чего только не делают дизайнерские стенды. Из мятого и ржавого железа, разовых стаканчиков, кривых палок, картонных коробок и старых оконных рам и дверей... Философия современного искусства, во многом для самопрезентации, допускает эпатаж, однако для решения клиентских задач с такими приемами нужно быть очень осторожным.
На любой специализированной выставке неизбежно складывается свой, особенный формат отношений участников и зрителей. В нем учитывается многое, и в первую очередь корпоративный стандарт поведения и визуального имиджа, очень жестко связанного со спецификой конкретной отрасли. И линейное перенесение методик, органичных для рекламного рынка, на другой сегмент не всегда очевидна. Если в достойном сообществе принято носить фрак, рваные джинсы не лучший способ выделиться, скорее, это риск стать белой вороной.
Даже в узкопрофессиональной рекламной среде применение жестких шокирующих приемов должно тщательно взвешиваться - на уместность и соответствие этическим нормативам.
В связи с этим припоминаю, как на одной из прошлых выставок "Дизайн и реклама" проводилась некая action, которая называлась "жертвы рекламы". Была имитирована больничная палата, где в гипсе и окровавленных бинтах валялись якобы несчастные жертвы. Для усиления впечатления некоторых их них периодически прокатывали в инвалидных колясках по всей выставке. Было заметно, как вдоль этого маршрута стихал веселый шум, гасли улыбки. Подсознательное сопереживание подавляло любые другие эмоции. Не думаю, что это был просчитанный эффект. Просто ребята-устроители не знали, что никогда, ни при каких обстоятельствах на массовых мероприятиях нельзя демонстрировать даже косвенные признаки, связанные с опасностью или последствиями опасности, а также факты сексуальной провокации и т.п. Массовое сознание может среагировать неадекватно. Наше МЧС это хорошо знает. А вот в Великобритании только после трагических событий по инициативе ВВС в СМИ ввели самоцензуру на шок. Так что лучше всего, коллеги, удерживаться в рамках общественной морали.
Тем более что примеров уместных и остроумных решений предостаточно.
Практически любой доминантный фактор можно перевести в шокирующий, нарушив привычную дозировку. Так, например, цвет в подавляющей массе активно способствует отстройке от окружения среды. На каждой выставке можно встретить локально красные, желтые и другие цветные экспозиции. Примерно так же работают предметные и образные метафоры. Креативные дизайнеры особенно любят и часто используют этот прием, что называется, на грани, при этом добиваются максимальной эффективности и образной привлекательности экспозиции, не теряя профессионального достоинства.
главная
выставочная среда -
купить книгу -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
--- rudesign 2000 - 2006
 
Сайт управляется системой uCoz