|
|
В создании
образного характера экспозиционной среды очень важную роль играет
экспонат. Собственно, выставки и устраиваются для демон-страции
экспонатов. Экспонатом может быть любой предмет, его копия или
специально выполненный макет. Естественно, он должен соответствовать
теме и идее выставки. Привычные предметы обычно сопровождаются
новыми зрелищными признаками, возбуждающими интерес, дающими неожиданное
зрительное восприятие. Если экспонат на стенде уникален, задача
экспозиционера состоит в том, чтобы подчеркнуть, выявить эту уникальность.
Сохранность экспонатов обеспечивается в "зонах недоступности"
или в выставочных витринах. Большинство экспозиционных систем
предусматривает сооружение из унифицированных деталей самых различных
- высоких и низких, вертикальных и горизонтальных - витрин. Часто
применяются прозрачные акриловые оболочки, полученные путем вакуумной
формовки.
Композиционная структура группы экспонатов называется ПРЕДМЕТНОЙ
ИНСТАЛЛЯЦИЕЙ. По тому, насколько целостно организован экспонатный
ряд, складывается представление об экспозиции стенда. Обычно принцип
инсталляции закладывается на этапе проекта или даже концепции
и сущест-вует в диапазоне от жесткого до свободного. Здесь определяющим
является искусство декоратора, использование им технических средств
и специального оборудования, позволяющих осуществить дизайнерскую
идею. Собственно, предметная аранжировка - это самостоятельный
вид творческой деятельности, очень востребованный в последнее
время.
Способов организации экспонатного ряда очень много. Самый изощренный
- ПРЕДМЕТНАЯ МЕТАФОРА. По сути, это плакатное решение, где вместо
изображения - реальные вещи, и их пространственная и зрительная
взаимосвязь образует некое метафорическое сообщение, визуальную
идею. Своеобразный спектакль с декорациями, предметами-актерами,
светом и сценографией достоин того, чтобы стать доминантой стенда
и даже всей выставки. |
Правильно
организованная аранжировка допускает формирование экспозиционной
среды непосредственно из самих экспонатов.
Композиция предметных групп по методу не отличается от основополагающих.
Это может быть пятно-доминанта с главным экспонатом в виде символа
экспозиции, может быть ковровое решение по принципу метрического
или хаотического ряда, встречаются кассетные структуры. Иногда
графическая изобразительная идея переходит на поверхность предмета,
и все вместе образует единую пространственно-цветовую среду.
Нередко экспозиционеры для конкретной выставки создают или заказывают
специальный экспонат, представленный как произведение искусства
- арт-объект. Его задача -спровоцировать переосмысление привычных
вещей с точки зрения философии авангардных новаций. |
|
|
|
|
В классическом
понимании декоратор, как и следует из названия, - специалист
по декоративному оформлению интерьера, в выставочном понимании
- организатор экспонатных групп, но такого узкого специалиста
в природе, видимо, не существует. Эту роль могут взять на себя
сами проектировщики или приглашенные дизайнеры витрин. Очень
часто декораторы-флористы с успехом выполняют экспозиционные
инсталляции. Если в проекте специально не предусматривается
решение витрин, декоратор сам определяет характер предметной
композиции, антураж, добивается гармоничного соотношения всех
деталей. В крупных флористических магазинах есть все необходимое
для технической и декоративной поддержки процесса создания предметных
инсталляций: разнообразные засыпки, сухие цветы, экзотические
природные формы, специальная мягкая проволока для фиксации тканей
и мелких предметов. Грамотный декоратор способен превратить
в изысканный антураж самые неожиданные вещи. Это придает экспозиции
исключительный шарм и выполняет функцию отличного стоппера.
Как правило, имя декоратора не разглашается, но по стилю и методам
работы можно достаточно достоверно определить автора предметной
инсталляции. Флористическое украшение стенда - занятие исключительно
профессиональное. В этом виде декоративного искусства есть свои
признанные мастера. Их хорошо знают, а любая флористическая
фирма-поставщик обязательно кого-нибудь порекомендует. Хотя
технологии производства искусственных цветов достигли невероятной
реалистичности, хорошим тоном считается применение только свежей
цветочной срезки и живых экзотических растений. |
|