|
|
Освещение
экспозиции - это всегда больше, чем просто освещение. Это многокомпонентная
световая среда, компенсирующая недостатки естественного или общего
освещения, образующая особую световую эмоциональную атмосферу
и обеспечивающая ком-фортное визуальное восприятие. Свет - это
мощный ресурс выставочной драматургии и эффективный инструмент
дизайнера-экспозиционера.
Вначале проектировщик анализирует общее освещение и выбирает световую
схему стенда. Если павильон остеклен, бороться с естественным
светом бессмысленно. В этом случае лучше применить прием изолирован-ного
пространства magic-box или предусмотреть вечернюю фазу
освещения.
Для создания светового решения стенда с заданными свойствами применяются
различные источники света, дающие разные световые потоки.
Моделирование сцены освещения выполняется в обычных 3D или специальных
программах, предлагаемых дизайнерам крупными светотехническими
брэндами.
Обычно речь идет о светильниках заливающего, точечного, рассеянного
и отраженного света. Довольно часто применяется прием световых
просветных плоскостей или объемов. |
Общий или
функциональный свет организуется с помощью профессиональных
осветительных систем. Большинство поставщиков выставочного оборудования
предлагает адаптированные к своему "конструктору"
шинопроводы со специальными деталями для быстрой установки энергоразводящих
магистралей, на которых и устанавливаются осветительные приборы
различного назначения. Единый стандарт токопроводника "ЕВРОШИНА"
позволяет одним движением зафиксировать светильник на шинопроводе.
Некоторые экспозиционные системы в соединительных фермах уже
имеют интегрированный шинопровод.
Если нет специальных условий экспонирования, то норматив освещенности
выставочного стенда находится в пределах 300-600 lux.
Обычно на выставках не учитывают фактор энергосбережения и применяют
источники света с лампами накаливания. Стандартные решения локальной
подсветки выставочных стендов, как правило, используют светильники
направленного света с зеркальной лампой (spot) мощностью 100-150
Вт на квадратный метр площади. Максимальная освещенность при
этом редко превышает 250 lux. Для увеличения светового потока
используют прожекторы заливающего света с галогенными или металлогалогенными
источниками.
Металлогалогенные прожекторы обладают более высокой световой
отдачей и являются очень экономичными световыми приборами по
соотношению яркость света/ потребляемая мощность. Различная
цветовая температура ламп позволяет получить разные цвета -
от желтого до бледно-синего. Неоспоримое преимущество этих прожекторов
состоит в том, что их свет не горячий - он не нагревает помещение.
Это позволяет эффективно применять их там, где особенно важна
яркость света 500-600 lux.
В России представлено множество поставщиков световых приборов
и осветительных систем: "HALLA", итальянские светильники
"ARES", "DISANO", "FAEL LUCE",
"LANZINI", "BEGHELLI", "LIVAL",
"MOLTO LUCE", "MEYER", "IGUZZINI",
немецкие светильники "ZUMTOBEL", "HOFFMEISTER",
"PHILIPS", "OSRAM".
Многие компании предлагают осветительные системы в аренду.
Люминисцентные светильники в прямом своем назначении на выставках
встречаются довольно редко. Чаще - в качестве декоративного
средства, с помощью которого образуются разно-цветные световые
контуры архитектуры стендов. Появление сверхтонких люминисцентных
источников света (лампа Т5) обусловило появление на рынке миниатюрных
приборов для локальной подсветки витрин, выставочной графики,
картин.
Очень популярными остаются низковольтные осветительные системы
с галогенными лампами накаливания.
Их премущества - двеннадцативольтовая открытая безопасная токоподводящая
шина и очень маленькие размеры источника света. Это критично
при освещении мелких экспонатов, ювелирных изделий например.
Революцию в технологиях освещения нам прогнозируют светодиодные
источники. Уже сейчас предлагается достаточное количество световых
приборов с кассетами из светодиодных точек и электронным управлением
световым потоком. Несмотря на свою простоту и экономичность,
системы светодиодов способны дать палитру световых эффектов,
сравнимую с профессиональным сценическим освещением, а может
быть, и значительно шире. Эта сравнительно новая отрасль светотехники
еще ожидает своих креативных дизайнеров-экспозиционеров. |
Помимо
традиционного освещения, экспозиционеры нередко прибегают к
приемам декоративного специализированного сценического света,
а также с удовольствием применяют разнообразные световые эффекты.
Этих приемов и световых технологий множество, их детальному
описанию можно посвятить отдельную книгу, а здесь представлены
наиболее популярные.
ОПТОВОЛОКНО позволяет проводить световой поток по гибкому пучку
стеклянных нитей от одного генератора. Конец нити заканчивается
маленькой линзой, образующей световую точку. Генераторы способны
управлять цветом и интенсивностью каждой точки и, соответственно,
всей световой картиной по заданной программе.
НЕОН относится к декоративным видам разноцветной подсветки акцентирующего
свойства. В последнее время появились технологии, имитирующие
эффект неона.
Световой шнур ДЮРАЛАЙТ стал известным благодаря своей доступности
и массовому юго-восточному производству. На основе гирлянд микролапм
сегодня производится множество конечных световых продуктов.
Электронное управление световыми системами стало методической
нормой. Складывается ощущение, что творческое сознание не успевает
за развитием технологий световых возможностей. При этом еще
предстоит рассмотреть возможности ресурсов световой динамики.
В другой главе. |
|