серия изданий "практика дизайна" (интернет версия)
 

Цифровая революция последних лет перевернула представления о проектной графике. Над многовековой традицией изобразительного представления проекта нависла угроза невостребованности.
Еще десять лет назад проектную графику искусствоведы относили к жанру художественной творческой деятельности. Даже существовал термин "станковый проект", он выполнялся с целью продемонстрировать мастерство экспозиционера, его способность к образному, творческому видению темы и поиски адекватных выразительных графических средств. По качеству графической подачи проекта определялся профессионализм автора, его творческий рейтинг.
Сегодня необходимость графической подачи проекта существует лишь как фактор убеждения заказчика, часто не обладающего ассоциативной фантазией. Поэтому современный формат проектной графики, как правило, представляет собой рендеринг трехмерной векторной модели, отснятый с возможных и невозможных точек обзора. В принципе это верно, но исчезает некий специфический "аромат" профессии, авторская самоидентификация. Дизайнеры становятся похожими, одинаковыми. Даже на конкурсе "Стенд и проект" в качестве приоритета отмечается только соответствие 3D модели фотографии готовому стенду. Творческая соревновательность из области значения образа переходит в область детализации.
Западная визуальная культура, не испытавшая потрясений социальной перестройки, очень трепетно относится к авторской проектной графике. Фор-эскизы, архитектурные рисунки, планы, схемы, перспективы тщательно подбираются и в обязательном порядке входят в портфолио, публикуются вместе с фотографиями реализованных объектов.
Экспозиция начинается с идеи. Визуальное представление идеи с комментариями - концепция.
Архитектурный рисунок, простран-ственная схема, план дают первое представление о будущей экспозиции.

На этапе концепции рисунок как бы отражает ход предпроектного логического рассуждения, фиксирует принципиальные моменты.
Отношение профессионалов к рисунку неоднозначно. Многие даже считают его вредным. С моей точки зрения, с первого взгляда на рисунок можно представить суть творческого процесса, определить характер графической и деловой культуры проектировщика, его вкус и стиль . Такой своеобразный язык профессионалов...
В понимании западной визуальной культуры архитектурный авторский рисунок - непременный атрибут любого проекта. Понятно, что он получен с помощью цифровой техники, но она -только способ, ускоряющий процесс. Главное - рука и проектное сознание, направляющее руку. Ручная работа
традиционно ценится очень высоко. Проектная графика становится ресурсом дополнительного promotion для
клиента и дизайнера.

Полихромные рисунки фломастером и карандашом ручного производства. Кажущаяся легкость a la prime тща- тельно выстроенные перспективы и опыт тренированной руки.
В отличие от экспозиционеров, в околоархитектурных кругах проектная графика рассматривается как обязательная составная часть авторской работы. На выставках "Под крышей дома..." и "Арх-Москва" всегда есть что посмотреть и чему поучиться. Экспозиции архитектурных проектов позволяют понять состояние профессиональной среды, осознать стиль времени. Здесь представлены работы Б. Бернаскони, В. Савинкина, А. Чернихова, Т. Башкаева, архитектурного бюро "А-В".
Наиболее распространенный вид проектной графики - трехмерный рендеринг. Видимо, сейчас и в будущем проект немыслим без создания трехмерной модели. Многие поставщики экспозиционных систем предлагают свои версии программного обеспечения для облегчения процесса проектирования. Соблазн использовать их очень велик. Как правило, в них присутствуют модули склада элементов и расчета сметной стоимости. Но всегда есть нюансы. Во-первых, привычка к интерфейсу. Для дизайнера или архитектора очень важно, чтобы ему было удобно работать с программой. Обычно случайно подвернувшийся soft, последовательно освоенный на прикладных задачах, становится методом индивидуального проектирования. Знаю это на собственном опыте. Несмотря на то что могу работать во многих программах, наиболее комфортной для себя считаю "True Space". Большинство предпочитает "3D Max". Собственно, возможности всех программных продуктов приблизительно одинаковы. Следует отметить, что все они делятся на две группы: инженерные, позволяющие получать детализированную документацию, и анимационные, специально предназначенные для создания фильмов. Хотя на уровне векторного моделирования они почти не отличаются.
Сам рендеринг, то есть перевод модели в растровое фотографическое изображение, тонкий и деликатный процесс. Именно здесь проявляется мера вкуса и проектная культура экспозиционера. Как правильно поставить свет в сцене, определить точку и объектив камеры, найти ракурсы, наилучшим образом подчеркивающие пластические достоинства объекта, вопросы, которые решаются очень индивидуально.Можно выполнить предельно реальное изображение, а иногда уместно оставить долю условности, простор для воображения...
Для дизайнера-экспозиционера работа в технике коллажа - удовольствие. Цифровые технологии превратили этот процесс в своеобразное творческое лакомство. Любая программа -графический редактор позволяет сводить в единую картинку самые разные изображения, экспериментировать с образной основой, врисовывать объекты в конкретную архитектурную среду.Выполнение рендеринга с записью по альфа-каналу позволяет получать трехмер на прозрачной основе и совмещать его с реальными фото.
Объемно-пространственный макет как способ подачи проекта уже перешел в разряд творческой экзотики. Однако музейщики до сих пор предпочитают именно макет, сам по себе являющийся объектом авторской инсталляции. При макетировании следует учитывать особенность восприятия - как бы с высоты птичьего полета, чего на самом деле, как правило, не бывает. Макет показывает конструктивную сущность проекта и позволяет ощутить ее почти физически.
Макетирование уместно практически на всех стадиях - от концепции до конкретного моделирования фрагментов экспозиции.
главная -
выставочная среда -
купить книгу -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
--- rudesign 2000 - 2006
 
Сайт управляется системой uCoz