серия изданий "практика дизайна" (интернет версия)
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Основы композиции экспозиционного пространства можно вполне соотнести с курсом архитектурного проектирования. Однако в практике дизайна существуют специфические приемы, не имеющие аналогов. Экспозиционеру приходится иметь дело с открытым, замкнутым и взаимосвязанным пространством, с площадками под открытым небом, особыми ситуациями, где единый ансамбль из внешней среды переходит в интерьер и наоборот. Эти виды пространства являются изначально сформированными условиями, существующими как витальная реальность, привычная для восприятия. Любое, даже незначительное вмеша-тельство в сложившуюся систему предполагает владение приемами организации множества пространственных компонентов.
Наиболее распространенная схема решения экспозиционного пространства - растр. Он как бы образует виртуальный каркас, обозначая границы модульных ячеек, где располагаются предметы-экспонаты. Зрительное членение пространства на основе метрического ряда - главная роль растра. Принцип модульной сетки - простейшие геометрические формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, шести-, восьмиугольник и т.д. Повторяясь в сериях или различных сочетаниях, такая структура может иметь бесконечное количество вариантов. Большинство экспозиционных систем основаны на растровых комбинациях. Их характерные свойства - функциональность, простота, удобство транспортировки и складирования, способность к трансформации из ограниченного количества элементов.
Наибольшее распространение получили два вида растровых сеток: ортогональная, где направления осей строго перпендикулярны и октагональная, где добавлены диагональные оси. Разумеется, это не означает, что в особых случаях невозможны иные способы членения пространства. Просто они рассматриваются вне контекста экспозиционных систем и применяются в архиспециальных случаях эксклюзивного выставочного строительства.
РАСТРОВЫЕ СТРУКТУРЫ
Растр не синоним модуля. Под модулем обычно понимают некий готовый элемент, многократно повторяющийся в композиционной системе. Растровые комбинации образуют так называемые регулярные, или метрические, визуальные системы, где растровая ячейка - первичный элемент структуры, состоящей из одинаковых ячеек. Иногда растровая структура становится самоценным приемом визуализации метрического ряда для построения экспонатной среды. Жесткая схема уходящих в перспективу метрических каркасов особенно уместна в ситуциях с разнородными экспонатами как мощный организующий фактор. Иногда растр вводится композиционной основой для создания образа технократичности, подчеркивающей индустриальную природу объекта.
Растровые структуры могут быть нерегулярными, с различными и хаотично расположенными ячейками. Их принципиальная схема - хаос или биоморфные образования. Примеров таких немного, но они есть и практически всегда решают какую-нибудь очень специальную авторскую или демонстрационную задачу. Нерегулярные растры уместны в случаях выявления ассоциативных связей с беспорядком или с формами живых организмов. Разумеется, такая задача должна быть сформулирована и понятна изначально.
ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВ
Совмещение в композиционной схеме регулярного и нерегулярного создает контрастное соотношение и выгодно подчеркивает характер каждого их них. Совершенно естественно, что себестоимость экспозиционных решений на основе нерегулярных структур значительно выше стандартных экспозиционных систем. Но чаще всего российские экспозиционеры применяют формат СОВМЕЩЕННЫХ или КОМБИНИРОВАННЫХ ПРОСТРАНСТВ.
Кажущееся очевидным преимущество перед отдельно взятыми magic box и open space неоднозначно. Работа с экспозицией в комбинированных прос-транствах предполагает точные совмещения на стенде заданных функций, а также информативной, образной архитектуры, привлекательной издалека и в то же время удобной для размещения экспонатного ряда и комфортной для обслуживающего персонала. Нередко это носит упрощенный и формальный характер: в закрытых частях устраивают переговорные комнаты, а открытая служит для непосредственных контактов с посетителями. Такие экспозиционные решения уместны и в стандартных, и в уникальных стендах.
Многоэтажные конструкции стендов - DOUBLE-DАCKER, несмотря на значительную стоимость, позволяют оптимизировать функциональное разграничение во взаимосвязанных простран-ствах на небольшой площади. Первый этаж отдается исключительно под экспозицию, второй - под сопутствующие или технические задачи. Очень
эффектно выглядят переговорные в виде антресольных кафе, откуда окрывается вид на весь павильон. Почти как в Париже.
Проектирование и строительство double-decker очень ответственно. При этом рекомендуется применять исключительно те экспозиционные системы, которые сертифицированы по нагрузкам и специально предназначены для многоэтажных сооружений. Это означает, что при пролете 6 метров конструкция должна выдерживать нагрузку в
200 кг/кв.м.
Это минимальная европейская норма. Практически все брэнды, поставляющие профессиональные экспозиционные системы делают такие предложения. В классическом понимании жанра есть несколько видов пространств, традиционно встречающихся на выставках:
закрытое, открытое и совмещенное.
ЗАКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО.
В западной практике оно называется MAGIC BOX (волшебный ящик) с явным намеком, что внутри должно происходить нечто необычное. Такое простран-ство применяется в случаях, когда экспозицию необходимо изолировать от шума или света павильона, создать особую среду для погружения посетителей в тему. Magic box всегда доминирует в общем выставочном ансамбле, выглядит как некий масштабный объект, создает фактор интриги и способствует интимному диалогу со зрителем. Внешняя поверхность magic box - всегда отличный рекламоноситель. Чаще всего в нем проводят локальные акции или устраивают комнаты для переговоров. Прямо противоположный прием организации выставочного простран-ства - OPEN SPACE. ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Оно, как и следует из названия, максимально взаимодействует со средой павильона. Применяется в случаях, когда необходимо привлечение зри-тельского потока с минимальным порогом доступа. Очень популярно на западных выставках. В открытых пространствах наилучшим образом выглядят крупные экспонаты - автомобили или группы предметных инсталляций.
Оpen space требует безукоризненной организации работы персонала стенда (негде спрятаться), который становится органичной частью экспозиции. В таких случаях не только тщательно продумывается корпоративный стиль одежды, но и режиссируется поведение стендистов.
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ
Любой вид выставочного простран-ства обязан учитывать основные пути подхода посетителей к стенду, их перемещение непосредственно в экспозиции. Это необходимо для того, чтобы избежать пересечения потоков и обеспечить комфорт. Такие данные принято называть ГРАФИКОМ, или МАРШРУТОМ ДВИЖЕНИЯ, они наглядно изображаются на планировочной схеме, которая входит в состав проекта.
Как и приемы организации пространств, график движения посетителей варьируется в диапазоне от свободного до жестко принудительного. Чем проще и однороднее тематическая и пространственная структура стенда, тем больше свобода перемещения у посетителя, он, например, может вернуться к интересующему его экспонату. Сложные сюжетные экспозиции, предполагающие последовательное восприятие зрительного ряда, предлагают принудительные маршруты, часто в виде лабиринта. По такому принципу построена торговая экспозиция знаменитого магазина-маркета "ИКЕА".
При этом механическое выгораживание маршрута почти всегда вызывает внутренний протест. Есть более мягкие приемы организации движения на стендах. ЗОНЫ НЕДОСТУПНОСТИ используют свойства подсознания человека. Есть некий психологический барьер, запрещающий переступать границы, созданные с помощью цвета, фактуры или уровня пола. Это свойство экспозиционеры часто эксплуатируют для управления движением посетителя. Контраст поверхностей глянцевого и коврового покрытия - очень простой и эффективный прием, выборочно ограничивающий проход в зоны предметных инсталляций, VIP-терри-торий. Очень популярно разграничение уровней пола. Подиум в 15-30 сантиметров достаточно надежно защищает экспонаты от нежелательных гостей.
Обычно на подиумах выставляются предметы, но иногда возможны и обратные решения, когда зритель находится на ходовом подиуме, а экспонаты располагаются ниже. В некоторых ситуациях обзор экспозиции с верхних точек наиболее выгоден - например, при
демонстрации промышленного оборудования или автомобилей. Ограничить доступ возможно, засыпав пограничную поверхность щебнем, керамзитом, песком или мраморной крошкой. Бывают и более экзотические приемы - такие, как газон или бассейн.
Мне вспоминается одна из моих экспозиций, где вода, разграничивающая пространства, неожиданно стала фактором ритуала: зрители с удовольствием бросали в бассейн монетки. После окончания выставки мы собрали более сотни килограммов мелочи...
Но самый радикальный способ - физический барьер или баллюстрада.
Думаю, что не ошибусь, если напомню аналогию: театр начинается с вешалки, а экспозиция - с поверхности пола. На идеальном полу с хорошим ковровым или зеркальным, глянцевым покрытием смятая газета станет скульптурой, но на плохом полу и скульптура неизбежно превратится в мусор...
Разумеется, применение перечисленных приемов не должно стать самоцелью - их выбор должен точно со-ответствовать задаче экспозиции.
 
 
главная -
начало -
структура рынка -
пространство -
экспосистемы -
дизайн стендов -
выставочная среда -
купить книгу -
 
ортогональная и октагональные метрические сетки
 
 
 
 
 
 
членение пространства на основе метрического ряда - главная роль растра.
 
 
 
 
 
 
Растровые структуры могут быть нерегулярными, с различными и хаотично расположенными ячейками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
--- rudesign 2000 - 2006
 
Сайт управляется системой uCoz